Витебская губерния

Административная принадлежность

История

Герб Витебской губернииВитебская губерния существовала в 1802-1924. Административный центр - город Витебск. После 1-го раздела Речи Посполитой (1772 год) большая часть Витебского и Полоцкого воеводств ВКЛ была присоединена к Российской империи. Сначала земли входили в Псковскую губернию, а с 1776 в образованную Полоцкую губернию (в 1778-1796 годах - Полоцкое наместничество). После 2-го раздела Речи Посполитой (1793 год) из новоприсоеденённых территорий бывшего Полоцкого воеводства был образован Лепельский уезд. В 1796 бывшие Полоцкое и Могилевское наместничества были объеденены в Белорусскую губернию, которая была упразднена 27.2.1802, а её территория разделена на Витебскую и Могилёвскую губернии. Витебская губерния административно делилась на 12 уездов: Велижский, Витебский, Городокский, Двинский, Дриссенский, Лепельский, Люцинский, Невельский, Полоцкий, Режицкий, Себежский и Суражский (упраздненный в 1866, его территория разделена между Велижским, Витебским и Городокским уездами).

Административное деление Витебской губернии в начале ХХ века

Границы уездов Витебской губернии, начало ХХ века.

В 1917-19 Витебская губерния входила в состав разных административных образований (Западная область, Западная коммуна), БССР, окончательно была присоединена к РСФСР. В июле 1919 в Витебскую губернию передан Сенненский уезд Могилёвской губернии, в ноябре 1920 - Оршанский уезд Гомельской губернии (новообразованной административной единицы из уездов упраздненной Могилевской губернии). Согласно договору РСФСР с Латвией в 1920 бывшие Двинский, Люцинский и Режицкий уезды отошли к Латвии. В феврале 1923 были упразднены Городокский, Дриссенский и Сенненский уезды; Лепельский уезд переименован в Бочейковский. Витебская губерния была упразднена 10.3.1924. Витебский, Городокский, Дриссенский, Лепельский, Полоцкий, Сенненский и Суражский уезды вошли в состав БССР, а Велижский, Невельский, Себежский - в состав Псковской губернии РСФСР.

Население Витебской губернии

Согласно переписи 1897 население губернии составляло 1486,2 тыс. человек. Согласно сословию: дворян - 30 509, священников и членов их семей - 4216, купцов и членов их семей - 5236, мещан - 277 574, крестьян - 1 164 444. Согласно вероисповеданию: православных - 825 524, католиков - 356 939, иудеев - 175 586, староверов - 82 968, лютеран - 46 139. Белорусов - 788 599 человек. В 1914 на территории Витебской губернии насчитывалось 666 церквей (смотри список православных приходов Витебской и Полоцкой епархии на 1906 год), 149 костелов, 53 синагоги, 262 еврейских и 81 старообрядческих молитвенных домов, 14 кирх.

В 1848 в Витебской губернии среди учебных учреждений - полоцкий кадетский корпус, 2 гимназии, семинария, 6 уездных училищ, 10 приходских и 10 сельских училищ. В 1914 году - 228 учебных учреждений (гимназии, прогимназии, реальные училища, семинарии и др.), 1814 народных училищ, 365 церковно-приходских школ и 57 школ письменности.

По территории губернии проходили Орловско-Витебская, Риго-Динабургская, Динабургско-Витебская железные дороги и Витебско-Велижский, Витебско-Лепельский, Невельско-Великолукский, Велижско-Смоленский почтовые дороги. Кроме уездных городов насчитывалось 42 местечка. К концу ХІХ столетия промышленность в Витебской губернии была развита слабо, преобладали винокуренные заводы; были расширенный лесные промыслы - вырубка леса на продажу, гонка дегтя и др.

Сообщения:

Здравствуйте, уважаемая Аверьянова. Мой прадед Грак Митрофан Михайлович и его родственники: жена Евдокия, сестра Татьяна, братья Иван, Максим, Павел переселились из д. Шнитки? Ушачского р-на Витебской обл. в Яр. обл., Ростовский р-он, д. Иваново, д. Заречье. Другой прадед Поцейко Селиверст (Василий?) с семьей переселились из д. Загорье. Какие-то Граки еще в тех же местах Яр. обл. тоже жили. Родственники, однофамильцы, не знаю. Спросить уже не у кого. В ближайшее время буду в д. Иваново. Видела на кладбище могилы с фамилией Грак. Постараюсь найти.

... > > >
Здравствуйте!
Имя Вашего родственника указано в списках погибших, но, к сожалению, не указан номер Воинского захоронения!!!
Ситуация требует небольшого уточнения! Напишите, я расскажу, как поступить в данной ситуации.
Всего доброго.... > > >
Здравствуйте!
К сожалению, Ваш родственник не числится в списках похороненных на территории РБ (это иногда, по разным причинам, случается).
Такого не должно быть, хотя я допускаю, что это уже исправлено, ведь работа продолжается постоянно!
Напишите, я расскажу Вам подробнее, как поступить в сложившейся ситуации!
Всего доброго.... > > >
Добрый день. Как можно получить информацию об этом месте больше. Я ищу информацию о моем прадедушке, фамилия Лукашевский Дмитрий, год рождения предположительно 1900-1904гг. Может быть где поискать метрические книги и информацию о его рождении и родителях. ... > > >
Здравствуйте!
ВПЕРВЫЕ встретил, что нет никаких сведений о человеке в Донесениях о безвозвратных потерях!
Известны ли Вам еще сведения (воинская часть, полевая почта, места призыва и рождения, год рождения, ближайший родственник - жена, родители или братья/сестры)?
Просто на том месте захоронения, что указано у Вас в Справке, захоронен ДРУГОЙ человек!
Совпадение очень странное, ведь слишком длинное название места захоронения, да и захоронен там, как ни странно, человек с армянской фамилией!
Дополнительные сведения сведут шанс на ошибку к минимуму!
Всего доброго!... > > >
Здравствуйте!
В сведениях, Вами указанных, есть расхождения с базой ОБД (фамилия БелаМов, дата гибели 3 февраля), поэтому уточните, пожалуйста, чтобы по максимуму исключить ошибки!
А так БелаМов Серафим Петрович перезахоронен в деревне Старое Село (Летчанского сельсовета, Витебского района), вот координаты - 55.227870 29.878431
Так что уточните фамилию, и тогда я смогу дополнить эти сведения!
Всего доброго!... > > >
Здравствуйте!
О месте перезахоронения Вашего родственника Вы все правильно написали (я проверил, ведь по опыту знаю неточности возможны!).
Вот место первичного захоронения (500 метров восточнее Шеламово), на опушке леса, все согласно правил (несмотря на войну, они были!) -
55.778511 30.300182

Он перезахоронен в Рудне, и включен в список похороненных (иногда бывает, что человек не учтен, работа ведь еще продолжается).
Вот сама Рудня (она сейчас относится к Езерищенскому сельсовету) -
55.761335 30.303358
Вот ссылка на страницу (там небольшая, но фотография есть, по номеру 2408 найдете, там и Список похороненных скачать можно) Воинских захоронений Городокского района -
http://gorodok.vitebsk-region.gov.by/ru/avtkniga-ru/
Вот ссылка на страницу сельсовета -
h... > > >
Здравствуйте!
На первый взгляд несложный Ваш вопрос оказался не таким!
При подробном рассмотрении оказалось не все так однозначно!
В случае, если Вы знаете более подробные сведения о своем родственнике (год и место рождения, воинское звание), сообщите, пожалуйста.
В любом случае, я практически уверен, что место, где числится увековеченным (номер Воинского захоронения 2308) Ваш родственник, не соответствует месту, куда он мог быть перезахоронен из первичного захоронения!!!
Такое, к сожалению, случается, и требует исправления!
Всего доброго!... > > >
Здравствуйте, уважаемые !
Ищу предков и родословную нашей семьи. Мой дед Крель Иван Фёдорович,1898 года рождения, проживал в деревне Пристои Чашникского района Витебской области.Был ещё брат Антон.
Больше из семьи не знаем никого,хотя в этих местах фамилия Крель очень распрастранена.Всегда ли жили в этих местах или приехали сюда издалека. Наша фамилия тоже вызывает интерес,её признают в Германии как немецкую,и как еврейскую.
В 20-ые годы прошлого века дедушка уже проживал в Донбассе,пгт.Авдеевка,женился на бабушке Анастасии Матвевне, тоже родом из Белорусии, родились дети, в 1926 сын Леонид(мой отец)и дочь Таисия 1940 г. рождения.Был дед по профессии бухгалтер,всегда вспоминал родные места,навещал иногда с сыном и дочкой. Брат Антон жил с семьёй в Сибири.
Дед дожил до 88 лет,за... > > >
Здравствуйте, уважаемые !
Ищу предков и родословную нашей семьи. МоЙ дед Крель Иван Фёдорович,1898 года рождения, проживал в деревне Пристои Чашникского района Витебской области.Был ещё брат Антон.
Больше из семьи не знаем никого,всегда ли жили в этих местах или приехали сюда издалека. Наша фамилия тоже вызывает интерес,её признают в Германии как немецкую,и как еврейскую.
В 20-ые годы прошлого века дедушка уже проживал в Донбассе,пгт.Авдеевка,женился на бабушке Анастасии Матвевне, тоже родом из Белорусии, родились дети, в 1926 сын Леонид(мой отец)и дочь Таисия 1940 г. рождения.Был дед по профессии бухгалтер,всегда вспоминал родные места,навещал иногда с сыном и дочкой. Брат Антон жил с семьёй в Сибири.
Дед дожил до 88 лет,захоронен в Киеве,а его сын прошёл всю войну,после жил с... > > >